В 1992 году, когда компанией Vodafone была отправлена первая SMS, никто не мог и предположить, насколько значимым для человеческого общения станет обмен текстовыми сообщениями, как много чувств и эмоций можно вместить в послание длиной до 160 символов!

По данным Mobile Data Association (MDA), в Англии, на родине первой SMS, в течение 2006 года было отправлено более 40 миллиардов текстовых сообщений, что составило примерно 138 миллионов SMS в день. Для сравнения, в декабре 2001 года насчитывалось 42 миллиона ежедневных текстовых посланий. Эти громадные цифры свидетельствуют о том, что эсэмэски давно переросли сферу личных контактов и стали значимым фактором общественных и социальных коммуникаций.

Популярность SMS в народе не смогли остановить ни неудобства, вызванные трудностями при наборе мобильных посланий с помощью мало приспособленных для этого телефонных клавиатур, ни ограничения на длину текстовых сообщений. На эти неудобства поклонники SMS ответили созданием особого языка, еще более лаконичного, чем язык ICQ и электронной почты. Это язык стал настолько распространенным, что его даже стали включать в некоторые курсы по обучению английскому языку. А слово «texting», обозначающее процесс создания и обмена текстовыми сообщениями, официально признано составителями Оксфордского словаря английского языка.

Волонтеры британской организации «Самаритяне» обязаны досконально знать диалект английского языка для текстовых сообщений (SMS-English) для того, чтобы отвечать на SMS-обращения людей, страдающих депрессией, находящихся на грани самоубийства, нуждающихся в оперативной психологической поддержке. Служба психологической помощи, основанная на общении с помощью SМS, работает на территории Великобритании и Ирландии с 2006 года. Но за короткое время своего существования успела доказать свою эффективность, спасая от самоубийства множество людей, которые по тем или иным причинам не могут использовать голосовую телефонную связь.

Большинство этих причин чисто психологические, не совсем объяснимые с точки зрения логики и здравого смысла. Наглядный пример тому – молодежь, которая чаще посылает SMS, чем разговаривает по телефону. Да и каждый из нас может вспомнить случаи из своей жизни, когда непонятно почему вы решаете отправить текстовое сообщение по электронной почте или по сотовому телефону, несмотря на то, что есть возможность решить вопрос с помощью переговоров по телефону или при личном общении. Кроме того, есть люди, которые физически не в состоянии общаться по телефону – это люди с нарушениями речи и слуха. Для них внедрение текстинга во все учреждения и организации – насущная необходимость, без которой нельзя решить множество жизненно важных проблем.

В Киевской службе скорой психологической помощи сообщили, что жители украинской столицы с недостатками слуха ничуть не хуже британцев, они также могут рассказать о своих психологических проблемах, послав текстовое сообщение по киевскому телефону 286-70-27. Там установлен телефон стандарта CDMA, который может принимать и отсылать SMS. При этом следует иметь в виду, что работники службы не всегда могут быстро набирать ответы, и поэтому текстовое общение не будет таким же оперативным, как голосовое.

К сожалению, отправить SMS со стационарного домашнего телефона и таксофона на Украине пока невозможно. Хотя в Укртелекоме имеются планы внедрения таксофонов, поддерживающих отправку текстовых сообщений, и на украинском рынке есть наличии модели радиотелефонов DECT, в которых предусмотрена соответствующая клавиатура и функция получения/отправки SMS. К примеру, это DECT Panasonic KX-TG8107UAK и KX-TG8108UAS.

Несомненно, проблемы с отправкой SMS для тех, кто не является абонентом сотовой связи, могут возникнут и в ходе реализации проекта киевского городского управления охраны здоровья по организации вызова скорой помощи с помощью SMS. Этот проект ориентирован, в основном, на людей с проблемами слуха и речи, однако его реализация может помочь, например, иностранцам, которым из-за незнания украинского языка трудно общаться с операторами скорой помощи. Кроме использования SMS, скорую можно будет вызвать с помощью электронной почты и факса. Несмотря на то, что начало работы службы с альтернативными способами вызова скорой помощи уже запланировано, вы нигде не найдете адреса электронной почты и номера телефона, на которые можно отправить текстовое сообщение для вызова неотложной медицинской помощи. Проект поддерживают Киевское объединение Союза самаритян Украины и Баварский Союз рабочих самаритян.

В мире насчитывается более 1 миллиона людей с имплантированными кардиостимуляторами. Если ритм сердца прерывист или слишком слаб, это устройство посылает электрические импульсы, необходимые для нормальной работы сердца. Человеческое сердце с кардиостимулятором может рассказать врачу о своем состоянии с помощью SMS, сигнализирующих о нарушении сердечного ритма. Язык сердечных SMS гораздо сложнее, чем SMS-English, он понятен только кардиологам, которые, расшифровав «сердечное» послание, смогут дать ответ на него с помощью лекарств или других способов устранения сбоев в работе сердца. «Разговорчивые» кардиостимуляторы помогают пациентам в больнице святого Томаса в Лидсе (Великобритания) и в университетском медицинском центре Амстердама (Голландия).

Необходимость в кардиостимуляторах, медицинской и психологической помощи значительно уменьшится, если мы будем говорить друг другу больше хороших и теплых слов, и в этом нам помогут множество современных технологий, разрушающих барьеры между людьми, вызванные расстояниями, языковыми, психологическими и физиологическими особенностями.

 Михаил Шишминцев shkolazhizni.ru