Содержание материала

В двух недавних статьях в нашем журнале два уважаемых мной автора (см. «Интернет+IT=?» [«КТ» #358 с. г., с.16] и «Интернет с „человеческим лицом») почти синхронно высказали мысль о том, что наблюдающиеся перемены в новой отрасли «Web-дизайна» объясняются приходом в нее представителей «традиционных» компьютерных отраслей, прежде всего, разработчиков и эксплуатационников СУБД. При всем отмеченном уважении, я не могу согласиться с таким тезисом.

Все, что я знаю о Web, говорит о том, что это приложение Internet, так же, как и вся Сеть (как бы ни определять их различия), была создана и развивалась в рамках культуры инженерии баз данных. Помимо всего прочего, СУБД — это то, чем заняты 90% «компьютерщиков», и появление и развитие Internet ничего здесь не изменило. Инженерная культура Web — это «суп из СУБД», в который бросили щепотку гипертекстовой (гипермедийной) соли, оказавшейся катализатором процесса развития этой самой культуры баз данных.

В то же время я вполне согласен с тем, что в отрасли бурное развитие (характеризующееся, в том числе, рядом перечисленных Левенчуком и Косячковым признаков) имеет место быть. Но я сравнил бы его с переменами, которые произошли в «просто дизайне» — проектировании осязаемых объектов — в начале XX в.: с переходом от «штучного» дизайна вещей к «тотальному» дизайну предметных сред. В некотором смысле, я хочу развернуть прямо противоположный тезис: сегодняшние изменения в Web-отрасли — это уход от конструирования интерфейсов к БД и поиски собственного содержания Web-инженерии.

Декор и дизайн

В этом смысле приходится признать, что 90% того, что писалось и говорилось до сих пор про «Web-дизайн», относится не к дизайну, а к «декору». Это та же понятийная подмена, которую делают, сводя, например, книжный дизайн к полиграфическому искусству. Полиграфическое искусство полезно для дизайна, но последний к первому не сводится.

Очень важно напечатать книгу так, чтобы ее было легко и удобно читать, но большинство книг публикуются не для того, чтобы их читали, а для того, чтобы их использовали в качестве справочников и руководств. Поэтому такие элементы дизайна книги, как тщательно продуманный научный аппарат (аннотированное оглавление, индексы имен, названий и рисунков), могут сыграть в итоге гораздо более важную роль, чем качество верстки и печати: если в специальной книге есть хороший индекс, мне просто не придется читать или просматривать большую часть ее контента, и мне уже будет не слишком важно, каким шрифтом он набран и на какой бумаге напечатан.
 
Если на сайте хороший поиск и/или если сайт грамотно сотрудничает с поисковыми сайтами и порталами, мне не слишком важна эргономика представления контента. И то, что большинство сайтов страдает солипсизмом, также сводит на нет все усилия, прилагаемые к их декорированию, поскольку картинки, сопровождающие текст на сайте, о существовании которого я не знаю, волнуют меня меньше, чем погода в Буэнос-Айресе.

…увидеть данные по голосованию рядом с самим поллом…

«Тотальный Web-дизайн» — это абстракция. На границе проектировочного ремесла (или искусства дизайна) всегда есть инженерные области, в которых мы вынуждены ограничиваться имеющимся материалом и «метаформами». Дизайнер автомобиля должен учитывать пределы как имеющихся материалов, так и «метаформ», существующих в «большой» культуре относительно образцов, норм и прототипов использования автомобильного транспорта. Материал Web-дизайнера более податлив, а «метакультурные» рамки более широки.

…и даже получить информацию о том, чего посетитель в данный момент не видит.

Но они есть: круг «реального» Web-дизайна ограничивается «спереди» стандартами и соглашениями Internet: http, *ml (языками разметки) и ssl, реже — smtp/pop/imap, еще реже — nntp (гипермедиа), а «сзади» — форматом файловой системы и SQL (СУБД). Практика показывает, что шаг вправо или влево от этих стандартов — побег от оптимизации ТСО (в последней части я покажу, как использование нестандартного интерфейса делает стоимость участия в Web-проекте запретительной).

Тот, кто скажет, что это узкие рамки, в которых проектировочному гению (или просто грамотному дизайнеру) тесно, пусть первый бросит в меня камень. К сожалению, наблюдаемый «техногенный ландшафт» Web сегодня заставляет предположить, что проектированием (дизайном) в большинстве Web-команд и не пахло. Немногие любимые мной исключения иллюстрируют (в той мере, в которой статическое изображение может дать представление о дизайне в смысле, вводимом в статье) этот текст.